Главная страница Новости

Новости

19-10-2008

Участники проекта \"Шаг за шагом\" в Стокгольме

С 8 по 13 октября 2008 года участники проекта "Шаг за шагом" были в Стокгольме по программе учебного тура, в которую входило представление результатов последнего социологического исследования, проведенного Психологическим центром Кронштадта по методике, предложенной Йоргеном Ларссоном. Встреча проходила в самом крупном цетре Стокгольма по профилактике наркозависимости. Участникам российской группы было задано много вопросов о том, как организуется профилактическая работа на уровне города, школы, класса, дополнительного образования.
Шведы заметили, что, если бы в Стокгольме было столько же винных магазинов, как в Кронштадте, то их подростки пили бы на много больше, чем русские.

Программа поездки была очень насыщенной! Встречи в школе, в полиции, в семье.Экскурсии. 
Программа «Родительские шаги» в Кронштадте по отзывам участников 
Эва Шерстранд, Эксперт по оценке & докторант, проект « STAD » 

Введение

Нижеследующий отчет обобщает впечатления , высказанные несколькими педагогами ( руководители групп ), родителями и подростками в ходе интервью касательно программы « Родительские шаги », осуществлявшейся в г . Кронштадте – одном из районов Санкт - Петербурга . Кронштадту было предложено опробовать у себя русскоязычную версию «Родительских шагов» из тех соображений, что именно здесь руководитель проекта (Йорген Ларссон), начиная с 1999 года, вел ряд проектов, нацеленных на профилактику злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Потребление табака, алкоголя и наркотиков среди 15-летних подростков в России несколько выше, чем в такой же возрастной группе в Швеции, – особенно в том, что касается табакокурения и употребления наркотиков ( ESPAD 2003). С осени 2000 года в Кронштадте регулярно проводится обследование привычек подростков в этой сфере, и, в сравнении с исходным положением дел, наблюдается некоторое улучшение ситуации.

Предыстория

Программа «Родительские шаги» является усовершенствованным вариантом шведской семейной программы «Шаг за шагом», разработанной центром STAD (Стокгольмский центр профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками). STAD является одним из крупнейших в Скандинавии центров профилактики наркомании и проводит свои исследования в тесном контакте с Каролинским институтом. Программа «Шаг за шагом», в свою очередь, – это адаптированная к культурной специфике Швеции версия американской «Программы укрепления семьи» ( Strengthening Families Program ). Теоретическая основа программы базируется на хорошо известных факторах риска для развития ребенка и выстраивания системы взаимоотношений со своим окружением и методах защиты от них.

«Родительские шаги» – это программа, предназначенная для родителей и других взрослых в ближайшем окружении детей и подростков в возрасте 13 – 17 лет. Участники программы изучают стратегические приемы, позволяющие минимизировать или полностью устранить факторы риска, способные вовлечь детей и подростков в употребление алкоголя и наркотиков или иные формы поведения, сопряженные с правонарушениями. Такими факторами риска могут стать отсутствие дома четких правил или недостаточно доверительные контакты внутри семьи. В рамках «Родительских шагов» предлагаются варианты усиления позитивных, защищающих факторов, таких как, например, улучшение атмосферы в семье и т.п.

Программа «Родительские шаги» состоит из шести встреч продолжительностью примерно по два часа каждая. Стержнем каждой встречи является видеофильм, в котором показываются повседневные ситуации и конфликты между родителями и подростками. Фильм закладывает основу для обсуждений и упражнений в родительской группе. Участники усваивают принципы работы с целым набором «инструментов», позволяющих справляться с различными семейными ситуациями. Кроме того, в качестве домашнего задания им предлагается опробовать эти «инструменты» дома со своими детьми.

Весь методический материал по программе «Родительские шаги» переведен со шведского языка на русский. Снятые на шведском материале фильмы дублированы на русский язык российскими актерами.

Участники

Респондентами, участвовавшими в опросе, были три педагога (руководители групп), двое родителей (одна мама и одна бабушка) и двое подростков из двух разных школ Кронштадта. Интервьюерами выступали руководитель проекта и эксперт по оценке проекта – оба от центра STAD в Стокгольме. Собеседования проходили с участием переводчика. Вопросы задавались по-шведски, переводчик переводил их на русский язык; ответы, соответственно, переводились с русского языка на шведский. Интервью проводились в конце июня 2008 года. Каждое из них заняло примерно по 20 минут. Интервью проводились в отдельном помещении, при этом присутствовали только интервьюируемый (респондент), два интервьюера и переводчик. Вопросы задавались согласно заранее составленному перечню (протоколу); участников информировали об анонимности и возможности оставлять вопросы без ответа или по желанию в любой момент прервать интервью.

Результаты

Педагоги (руководители групп)

Три руководителя групп по программе «Родительские шаги» – учителя-женщины с большим стажем работы в школе, опытные педагоги, обладающие также обширным опытом воспитательной работы с проблемными детьми. Каждая из них провела курс занятий по программе с одной родительской группой весной 2008 года. Численный состав групп варьировал от четырех до семи человек. В одной из групп участвовали три родительских пары, в основном же участниками являлись женщины. Почти все посетили все шесть занятий.

На просьбу оценить программу «Родительские шаги» в целом двое руководителей поставили ей высшую оценку – 5 баллов, третья – 4 балла.

Программа предлагает целый ряд «инструментов», помогающих родителям освоить навыки осуществления коммуникации со своими детьми и их воспитания. Учителя достаточно высоко оценили все «инструменты» и поделились информацией о них с родителями-участниками. Особо понравилось «Письмо своему ребенку», которое предполагает написание родителем личного письма ребенку, где он/она рассказывает о своих чаяниях касательно будущего ребенка и о том, какого поведения ожидает в отношении табака, алкоголя и наркотиков. Затем это письмо «прячется» дома в месте, где, как родитель знает, ребенок наверняка его обнаружит. Дети также очень высоко оценили такую форму общения.

В одной из групп упражнение «У нас дома действуют следующие правила…» вызвало определенные трудности. В рамках упражнения родители должны сформулировать и записать правила, действующие в доме, в семье. «Раньше родители не говорили со своими детьми о правилах, речь обычно шла о традициях и привычках. Воспитание детей в России больше строится на доверии и согласии со стороны ребенка».

В одной из групп папы были вначале довольно скептически настроены, но по ходу занятий изменили свое отношение; они также отметили, что по мере сглаживания конфликта с ребенком улучшались и отношения между супругами и наоборот – лучшее взаимопонимание между родителями помогало наладить контакт с ребенком. Важно, чтобы родители придерживались единой позиции в вопросе воспитания, правил и т.п. По отношению к некоторым сценам в видеофрагментах у родителей возникало чувство отстраненности: «Так это же там, у них – у нас это по-другому».

Родители участвовали в занятиях очень активно и с большим интересом. Иногда занятия превращались в своего рода сеансы групповой психотерапии. Чаще всего родители приходили на занятия прямо с работы и могли быть несколько уставшими, не всегда они успевали сделать свои «домашние задания». Одна из руководительниц нередко приводила в качестве примеров собственный материнский опыт.

Помещения в школах, где проводились занятия с группами, на взгляд учителей, вполне удовлетворяли запросам. В одной из школ, кроме прочего, был телевизор с большим экраном. Как правило, занятия проводились один раз в неделю вечером после окончания рабочего дня. Одна из групп собиралась в дневное время по субботам. В группах могли наблюдаться большие различия как в уровне сложности проблем, с которыми сталкивались родители в вопросах воспитания, так и в их количестве. Продолжительность встреч – два часа – воспринималась как вполне достаточная, чтобы поддерживать интерес к продолжению дискуссий в следующий раз.

В ответ на вопрос о том, достаточным ли было обучение для самостоятельной работы с группами, одна из руководительниц отметила, что ей хотелось бы поучиться еще, так как между обучением и практической работой прошло слишком много времени. Две другие руководительницы сочли, что пройденного обучения им хватало. Все трое выразили желание пройти курс повышения квалификации; кроме того, они хотят продолжать работу с родительскими группами и не исключают возможности в дальнейшем выступать в качестве наставников для других руководителей групп.

Родители

Двумя представителями родительских групп, пришедшими на интервью, стали одна мама и одна бабушка. Они участвовали в занятиях двух разных групп в двух разных школах. Поводом для участия в одном случае стала девочка 15 лет, в другом – мальчик, которому только что исполнилось 17. Обе женщины ходили на занятия сами . Одна из них, приходя домой, рассказывала мужу о том, что происходило на занятиях; вторая женщина – вдова и мать-одиночка. К участию в программе их побудили проблемы во взаимоотношениях с ребенком – например, запах табачного дыма – или призыв классного руководителя поучаствовать.

Одна из женщин поставила программе в целом высший балл – 5, вторая, испытав определенные трудности с некоторыми «инструментами» – такими как «Система начисления баллов» – дала программе в целом 4 балла. На вопрос, пытались ли они применить какие-то из предлагаемых в программе «инструментов», одна из участниц ответила так: «Да – «Технику говорения/слушания». Она позволяет по-настоящему поговорить, убрав эмоции. Письмо ребенку – тоже хорошо: когда пишешь, есть возможность лучше сформулировать свои мысли, что не всегда получается, когда разговариваешь. Эти «инструменты» помогают осознать свои собственные ограничения, так что, поняв это, человек, может быть, обратится за помощью к психотерапевту. Лучше получается установить контакт со своим ребенком. Мне теперь не нужно слишком беспокоиться и пытаться унюхать запах табака. То, что мой ребенок пришел вместе со мной на это интервью, говорит о том, что отношения у нас стали лучше».

Вторая интервьюируемая также указала на позитивный опыт применения «инструментов» из программы «Родительские шаги»: «Система начисления баллов сработала. Вначале ребенку это не понравилось, но потом он принял это как игру. Мы составили план, и в конце недели подсчитывали заработанные им баллы. За плохие оценки, прогулы и т.п. баллы вычитались. Постепенно ребенок понял, что к чему, и стал более ответственно относиться. До участия в программе мы его за плохие отметки ругали, теперь стало намного легче. Конечно , наши отношения изменились ! Раньше мы предъявляли требования, не учитывая желания и потребности самого ребенка. Теперь у нас больше доверия. Раньше мы от случая к случаю говорили о правилах касательно времени прихода домой, курения и т.д., порою разгорались бурные споры. Теперь правила более четкие. «Инструменты» программы помогли нам понять, как поступать в разных ситуациях».

По мнению обеих женщин учителя (руководители групп) проявили себя отлично. Они преподносили материал программы «Родительские шаги» в доступной форме и иллюстрировали фактами. Это позволяло установить хорошие контакты между участниками групп. Помещения тоже вполне устраивали. Иногда в одной из групп проводили по две встречи в неделю – это было чересчур, одного раза в неделю было бы достаточно, считает одна из интервьюируемых. Одна из женщин сказала, что ребенок настолько изменился после ее участия в «Родительских шагах», что кажется совсем другим! Обе женщины рекомендовали бы другим родителям и близким подростков поучаствовать в программе.

Подростки

В интервью участвовали двое подростков – девочка 15 лет и мальчик 17 лет . Они ходят в две разные школы в Кронштадте . В свободное время гуляют с друзьями, занимаются фотографией, ходят в тренажерный зал или в тир. Мальчик считает, что в последнее время жизнь подростков в Кронштадте изменилась к лучшему. Несколько лет назад было трудно, сурово и не очень уютно. Оба чувствуют себя хорошо и дома, и в школе, хотя семья одного из ребят недавно переехала сюда и поэтому подросток еще не вполне освоился в школе. Один из них попробовал курить в 13 лет. Оба пробовали алкоголь, но допьяна не напивались. Ни один не пробовал наркотиков. На шкале поведения от 1 до 5, где 1 означает «непослушный, хулиганистый», а 5 – «послушный, аккуратный», оба поместили себя на 3,5.

На вопрос, заметили ли они что-то новое в подходе родителей к вопросам воспитания в последние полгода, ответом было:

- «Да, стало по-другому, теперь стало больше правил (раньше были приказания), теперь все более четко с правилами и требованиями. Теперь гораздо интереснее быть с мамой . У меня есть четко обозначенное время , когда и что делать , меня чаще хвалят , мама больше интересуется моим досугом ».

- «Я сначала не верил, что можно что-то изменить с помощью всех этих разговоров, но потом изменил мнение. Вот что я особо заметил : мы соглашаемся о чем - то и составляем договор . Система начисления баллов – это хорошо : четко знаешь правила . Награда может варьировать от того, что мне нужно именно сейчас до каких-то денег».

Обсуждение и выводы

Осуществленная в Кронштадте весной 2008 года программа « Родительские шаги » прошла успешно . Был проявлен большой интерес со стороны участвовавших родителей, учителя проявили себя заинтересованными и знающими руководителями групп, а подростки, чьи родители приняли участие в программе, отметили произошедшие изменения в семье, выразившиеся в улучшении отношений с родителями. Прежде всего обращает на себя внимание то, что дети приняли введенные правила, но также и то, что они высоко ценят, когда получают похвалу. Контакты и коммуникация между родителями и детьми улучшились.

Учителя чувствовали себя, в общем, достаточно компетентными, чтобы вести занятия в группах, хотя одна из них сказала, что выступать единственным руководителем группы было тяжеловато и что потребовалось довольно долгое время, прежде чем она освоилась в программе. Все они хотели бы пройти курс повышения квалификации и не отказались бы от обучения для тренировки будущих руководителей групп.

Для общества хорошей инвестицией является осуществление профилактических программ, к участию в которых привлекаются родители или другие близкие подростков, чтобы научиться педагогически верным образом говорить со своими детьми и отдавать им свою любовь, но при этом устанавливать границы. Важно создать как можно более прочный фундамент для семьи и доверять детям, но не менее важно, чтобы и дети могли полагаться на своих родителей и решались доверять им самые сокровенные мысли и чувства. Важно отдавать себе отчет, с какими трудностями могут столкнуться родители детей-подростков, – от, например, употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ до проблем в школе – прогулы и т.п. Программа «Родительские шаги» дает родителям возможность освоить целый ряд «инструментов», закладывающих основу хорошего «родительства». Результаты международных исследований говорят также в пользу активного участия родителей в профилактических антиалкогольных и антинаркотических программах.

В заключение можно констатировать, что осуществление программы «Родительские шаги» может способствовать улучшению климата в семьях с детьми-подростками в Кронштадте и, тем самым, формированию более спокойной обстановки в обществе в целом благодаря снижению остроты проблем, связанных со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.


Назад

Лауреаты Конкурса "Информационные технологии в образовании 2015"


Наш адрес: 197762, Санкт-Петербург, Кронштадт г., Цитадельское шоссе, д.31
тел./факс: +7(812)311-91-53
e-mail: kronnmc@yandex.ru

© 2014 - 2015