Главная страница Новости

Новости

26-02-2010

В сетях и потоках информации

Они решились совершенствовать навыки разговорной речи на английском языке, чтобы быть в состоянии общаться со своими зарубежными партнерами. Жаль вот только, что не все могут успешно продолжать обучение в Skype по техническим причинам, так как не у всех компьютеры отвечают высоким требованиям, необходимым для новых программ. Как хорошо было бы иметь технотеку (по аналогии с библиотекой) для учителей, чтобы участники могли получать ноутбуки на весь период обучения.

Еще одна сложность возникает при поиске проектных партнеров. Надежных партнеров всегда тяжело найти, а здесь еще нужно учесть интересы и возраст учеников, уровень языковой подготовленности и еще много всего. Тем не менее, иностранцы, желающие работать с нашими учителями, уже есть.

С Тимо Сойни, директором финской гимназии из округа Оулу, участники программы встретились он-лайн в день защиты учебных проектов. Он говорил о том, как их педагоги каждый день используют возможности Интернет-технологий,
о том, как они пользуются возможностями социальных сервисов в международном сотрудничестве.

Очень хочется надеяться, что участники программы получили мощный импульс, который станет стимулом для самообразования, совершенствования методов обучения, изучения самых современных технических и информационных возможностей.
Нужно признаться, что каждый взял ровно столько, сколько захотел и смог осилить. Для многих это было толчком для изменения стиля преподавания, работы в целом, хотя нам не всегда хочется преодолевать свою инертность, и мозг услужливо предлагает десятки разнообразных отговорок и оправданий бездействия. Только бы не менять ничего в своей жизни и работе!

Безусловно, любые инновации требуют определенных волевых усилий, изменений в привычной рутине жизни. Да еще и времени для выполнения работы на начальном этапе нужно тратить на много больше, чем раньше.

Вот и получается, что человек изобретает отговорки и причины, лишь бы не ломать привычный образ жизни. Вспоминается конференция для директоров гимназий и руководителей проектов в Санкт-Петербурге в ноябре 2009г. Пожилой педагог, мужчина, очень интеллигентного вида, всячески пытался доказать, что не стоит в образовании использовать современные Интернет - технологии, что все это не достаточно проверено, что информация в сети всякая разная и, что никто ее не контролирует.
Думаю, если вы читаете эти строки, то многие начнут кивать в знак согласия с этим мнением. Но могу вас заверить, что вы поторопились и, это всего лишь уловки изобретательного ума, который старается сохранить наше внутреннее спокойствие и уверенность в своей правоте.

В книгах и других бумажных носителях тоже при желании можно найти много всякого мусора, часто, откровенно вредного. Но это не стало причиной отказа от использования книг в образовании. Такого же подхода требует к себе электронная цифровая информация. 
На встречах по понедельникам, когда приезжают специалисты из Санкт-Петербурга, тоже часто разгораются споры о своевременности использования в работе новых технологий, о соответствии новых методов тем требованиям, которые предъявляет школе ЕГЭ, где почти не востребованы навыки и компетенции, приобретаемые в проектной работе с использованием ресурсов Интернета.

Но ведь это скорее проблема ЕГЭ, его несовершенства, чем доказательство ненужности новых технологий в образовании. Лебедева М.Б., д.п.н., представитель Intel «Обучение для будущего», говорит о том, что изменения в системе контроля неизбежны, что, вероятно, ЕГЭ станет только частью выпускного экзамена. Другая часть в виде портфолио будет учитывать наличие компетенций, необходимых молодому человеку в дальнейшей жизни.

Недавно по школам раздавали брошюры из Регионального центра оценки качества образования и ИТ. Особенно мне понравилась статья Ю.В.Ээльмаа, к.п.н. «Образовательные возможности ВЕБ 2.0» о сервисах интернета и новых формах коллективного педагогического взаимодействия.

Ю.В.Ээльмаа пишет о том, что существенный сдвиг в развитии Интернета произошел с появлением сервисов, основанных на активном участии пользователей ПК в формировании контента. Это публичный обмен текстовыми сообщениями, фотографиями, видеофрагментами. Это также возможность взаимного оценивания и маркировки содержания и все то, что мы называем ВЕБ 2.0
В статье, в частности, говорится о главном признаке вебдванольного пространства - о коллективном творчестве. 
Мудрость толпы демонстрирует Википедия (http://ru.wikipedia.org). 
Идея создания интернет - энциклопедии, которую может редактировать каждый, положенная в ее основу, вначале казалась абсурдной. Но созданная в 2001 году, сегодня она считается самой крупной энциклопедией, не имеющей аналогов в истории. По всем показателям она превосходит все современные мировые энциклопедии. Читать ее совершенно бесплатно можно на 264 языках.

Недавно мне пришлось работать с учениками в Википедии, отыскивая информацию о Кронштадте, и все были приятно удивлены тем, как наглядно организована информация, как прост поиск, как легко интуитивно разобраться в структуре статей.
Отмеченные синим цветом интерактивные слова дают множество подсказок. Кроме того, количество этих слов постоянно увеличивается, так как растет число страничек, поясняющих каждое слово. Если все понятно, можно не обращать на них внимания, читать дальше. Но, если какое-то понятие требует пояснения, просто нужно нажать на это слово, и вы получите целую страницу информации.

Только одна неточность бросилась в глаза, список городов - побратимов Кронштадта был неполон. Может, дополнить недостающие города самим? Среда вики-вики это позволяет! Правда, сначала нужно получить право изменять статьи. Но, главное, что есть такая возможность.

Нужно сказать, что развитие технологий произошло далеко не случайно!
Это был ответ на информационный бум. Что же произошло?
С появлением Интернета стало очевидно, что информация сама по себе бессмысленна, ее вокруг слишком много, ее количество очень быстро растет и обновляется! Впервые в истории человечества информация сама по себе потеряла ценность.

Усилий по ее получению надо затрачивать не так уж много, поэтому вектор меняется от вопроса «как и где найти?» к проблеме «что с ней делать?»
Чтобы не утонуть в этом море, нужно владеть новыми методами работы с информационными потоками.

Вырастает новое поколе ние людей, которые воспринимают Интернет как естественное качество жизни.
То, что раньше было декларацией –«Важна не сумма знаний, а методы их приобретения», - стало реальностью.
К тому же устарела монологическая роль передачи информации.
Книга, Интернет, СМИ, школа – каждый является только одним из источников. Поэтому даже не стоит пытаться восстановить уже несуществующий порядок: «Взрослые старше, поэтому они всегда правы»

Роль учителя должна неизбежно измениться!
Педагог в настоящее время должен стать не единственным источником знаний, а консультантом, проводником и навигатором в потоках информации, руководителем образовательных проектов.

К сожалению, российский опыт использования веб 2.0 технологий в образовании пока незначителен.
Образовательная программа, где речь идет о проектировании и использовании Интернет – технологий 21 века, в определенной мере, должна помочь педагогам приобрести навык работы с учениками в цифровой среде с использованием классных и предметных сайтов, блогов и других возможностей социальных сервисов Интернет.

Отдельно хочется сказать о создании и редактировании документов в сети.
Онлайн - офис может быть доступен с любого компьютера, у которого есть доступ в Интернет. Это позволяет людям работать вместе по всему миру и в любое время, что ведет к созданию международных виртуальных команд для совместной работы над проектами. Такая возможность очень ценна при работе в международных образовательных проектах и мини-проектах «класс-класс», «учитель-учитель».


Что же можно использовать в такой работе? 
Это могут быть блоги или сайты, созданные в гугле, с регулярным добавлением записей и рисунков, с возможностью комментировать содержание.
Вики-вики сайт тоже соответствует проектным требованиям, так как в нем можно
- делать многократные изменения при помощи вики-среды;
- использовать простой язык вики-разметки для форматирования текстов и оформления страниц;
- вести учет изменений страниц, восстанавливать раннюю редакцию;
- привлекать множество авторов для создания контента.

Социальные сети также могут быть использованы для проектной групповой работы.
Имеется возможность общаться в 3D (трехмерной реальности). Это целый мир в http://secondlife.com, виртуальная копия нашего реального мира, где есть виртуальные школы, образовательные центры, конференц-залы, целые города, заселенные виртуальными жителями, аватарами.

В заключение можно сказать, что в Интернете есть все для успешной образовательной проектной деятельности. 
Ничего не поделаешь, время, когда можно было получить образование на всю жизнь, безвозвратно ушло. Непрерывное образование в течение всей жизни стало залогом успеха не только самого человека, но и всего общества. 



Назад

Лауреаты Конкурса "Информационные технологии в образовании 2015"


Наш адрес: 197762, Санкт-Петербург, Кронштадт г., Цитадельское шоссе, д.31
тел./факс: +7(812)311-91-53
e-mail: kronnmc@yandex.ru

© 2014 - 2015